Как часто надо менять «тормозуху»? Можно ли мешать один ее «сорт» с другим? А надо ли при необходимости доливать или делать полную замену? А как измерить степень «износа» тормозной жидкости?

Обслуживаясь по гарантии, вы редко вспоминали о таком важном компоненте безопасности, как тормозная жидкость. А зря. Ведь именно она заставляет работать тормоза автомобиля и от ее качества и количества зависят, без преувеличения, человеческие жизни.
Для правильного функционирования тормозных механизмов жидкость должна обладать рядом свойств и характеристик , таких как:
степень вязкости; температура кипения; химическая инертность к материалам (например, резине); коррозионная стойкость; постоянство свойств в пределе рабочих температур; возможность смазывания элементов, работающих в контакте;уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы.
Многие считают, что свойства тормозной жидкости не меняются в процессе эксплуатации, так как она работает в замкнутом пространстве. Это опасное заблуждение. При нажатии на педаль тормоза, воздух проникает в компенсационные отверстия системы и тормозная жидкость впитывает из него влагу. Гигроскопичность «тормозоху хоть и становится со временем недостатком, но она необходима. Это свойство позволяет избавится от капель воды в тормозной системе. Попав в нее, вода может стать причиной коррозии и заморозки при низких температурах, что в худшем случае оставит вас без тормозов в зимнее время, а в лучшем приведет к коррозии и дорогостоящему ремонту. Но чем больше воды растворяется в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения и больше вязкость при низких температурах. Достаточно содержания в тормозной жидкости 3% воды, чтобы ее температура кипения упала с 230°C до 165°C.
Превышение допустимого процента влаги и снижение температуры кипения может проявиться в таком симптоме, как единократный отказ тормозной системы и возврат ее к корректной работе. Симптом очень опасный. Он может говорить об образовании паровой пробки при чрезмерном нагревании тормозной жидкости с высоким содержанием влаги. Как только кипящая тормозная жидкость снова охлаждается, пар конденсируется обратно в жидкость и тормозные характеристики автомобиля восстанавливаются. Это называют «невидимой» поломкой тормозов – сначала они не работают, а потом «оживают». Это является причиной многих необъяснимых аварий, в которых инспекция проверяет тормоза, а не тормозную жидкость, и кажется, что все работает правильно.

Для большинства автомобилистов рекомендуется использовать DOT4. Этот состав идет на всех европейских автомобилях с завода производителя, в то время как DOT5 используется для более агрессивной езды. Он хуже поглощает воду, что ведет к коррозии. Среднестатистическому автомобилисту следует менять жидкость каждые 60 000 км или каждые 2 года, гонщики меняют ее перед каждым заездом. Несвоевременная замена тормозной жидкости приведет к проникновению влаги, что влечет за собой выход из строя тормозных цилиндров и поршней суппорта. При повышенной нагрузке нарушается теплоотдача механизмов, что повлечет закипание жидкости. Педаль «встанет колом» (с высочайшей вероятностью такое произойдет в горной местности или на серпантине), тормозные диски «поведет» (деформирует), что сразу проявится в биение на руле в педаль.
Другое опасное заблуждение заключается в том, что тормозную жидкость можно не менять полностью, а просто доливать по мере необходимости. На самом деле, необходимо регулярно производить полную замену тормозной жидкости из-за ее, как уже говорилось, гигроскопичности. Изношенная тормозная жидкость после смешивания с новой не приобретет характеристик, отвечающих стандартам безопасности, что в последствие может привести к коррозии внутренних частей автомобиля, более медленной реакции тормозной системы на нажатие педали и образованию паровых пробок».
Выбирать тормозную жидкость проще всего, доверившись брендам. Это не такая дорогая вещь, чтобы экономить на ней. Можно ли доливая жидкость, смешивать разные марки? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Ряд специалистов считает, что можно, но при идентичности базовой составляющей и рекомендует придерживаться продукции одной фирмы. Смешивание тормозных жидкостей: если в тормозную систему залита жидкость класса DOT 5 (не путать с DOT-5.1!) — нельзя доливать жидкость DOT 3 или DOT 4. Это приведет к выходу из строя тормозной системы. Тормозные жидкости класса ДОТ-4 разрешается смешивать с ДОТ-3 и смешивать одинаковые жидкости между собой..
Чтобы не промахнуться, стоит помнить, что растворы с силиконом будут иметь надпись Silicone base (DOT 5 silicone base); смеси с минеральными компонентами обозначены как LHM; а составы с полигликолями – Hydraulic DOT 5.
Эксперты Bosch считают, что замена тормозной жидкости должна происходить, не только если она содержит более чем 3% влаги. Также показаниями к смене являются ремонт тормозных механизмов или длительный простой машины. Разумеется, стоит сменить ее, если вы приобрели машину на вторичном рынке.
Помимо регулярной замены, решение о смене жидкости можно принимать, оценив степень ее «изношенности» с помощью технических средств, определяющих измерение температуры кипения и процентное содержание воды. Прибор — их выпускают многие фирмы, в частности Bosch, устанавливается на расширительный бачок гидравлической тормозной системы и подключается к аккумуляторной батарее автомобиля. Измеренная температура кипения сравнивается с минимальными допустимыми значениями для стандартов DOT3, DOT4, DOT5.1, на основании чего выносится заключение о необходимости замены жидкости.

Cовет: Меняйте тормозную жидкость каждые 60 000 пробега или каждые 2 года, что наступит раньше!